Поиск по сайту

"Сникерс" для фотографа из пула

фотожурналист Анатолий Жданов заставил шахидку плакать

Известный российский фоторепортер, один из самых заметных участников кремлевского пула Анатолий Жданов — рассказчик не менее талантливый и интересный, нежели фотограф. В этом «НГ» убедилась 20 февраля, когда Анатолий приехал в Ульяновск по приглашению областного департамента массовых коммуникаций, чтобы представить свою фотовыставку «Президент», посвященную главе государства Дмитрию Медведеву и экспонирующуюся в Ленинском мемориале. Выставку посетили Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, члены Правительства,  Федеральный инспектор по Ульяновской области Лазарев В.М.Короткие истории от Жданова только успевай записывать. Что «Народная» и сделала…

В кортеже Горбачева

— Когда я работал в газете Группы советских войск в Германии, в эту страну с одним из первых своих визитов приехал новый Генсек ЦК КПСС Горбачев. Перед встречей высокого гостя всех фотожурналистов проинструктировали: снимать Михаила Сергеевича только из-за ограждения и никаких лишних движений. Я на этом инструктаже не присутствовал, к тому же был молодым и дерзким. Поэтому съемкой из-за ограждения не ограничился и точки для съемок выбирал себе сам. Нашел какое-то возвышение по пути следования Горбачева и оттуда нащелкал много отличных кадров. Более того, привлек внимание самого Михаила Сергеевича, который улыбнулся и помахал мне рукой. Этот снимок потом обошел много российских и зарубежных газет. Дальше — больше: когда глава СССР садился в машину, я, никого не спросив, плюхнулся на заднее сиденье хвостовой машины кортежа. И оказался на эксклюзивной съемке во время торжественного приема. Что самое забавное — меня никто не трогал. Охрана Горбачева думала, что я работаю на немецкую сторону, а сами немцы были уверены, что я — личный фотограф Михаила Сергеевича…

Розыгрыш для Буша-младшего

— Политику надо снимать с юмором — это мое глубокое убеждение. Я уверен, что журналист не должен любить политиков. Это даже как-то неприлично. И я ценю, когда чувство юмора есть у самих политиков. Владимир Путин, например, разыгрывать и шутить любит и умеет, особенно над своими коллегами. Когда у него в гостях был экс-президент США Джордж Буш-младший, Владимир Владимирович предложил ему посидеть за рулем своей раритетной «Волги» 1957 года выпуска. Американский президент с детской непосредственностью нажимал разные кнопки и добрался до CD-rom. Надо было видеть глаза гостя… «У вас что, такая техника была уже в 50-х годах?» — удивленно спросил Буш-младший. «Конечно», — с трудом сдерживая смех, ответил Путин. Его американский коллега потом долго не мог прийти в себя, пока ему не объяснили, что это была шутка.А однажды сфотографировал президента Медведева с супругой в храме, а рядом с ними зевающую маленькую девочку. Через полгода снимаю главу государства и первую леди в том же храме, рядом с ними та же девчушка и опять зевает. Уже видно, что Медведев и его жена это увидели и еле сдерживают смех… 

Путин в огне не горит

— Когда в здании, где располагалась «Комсомольская правда», в которой я работаю уже много лет, случился страшный пожар, огонь уничтожил практически все бумаги, в том числе и фотоархивы. После пожара выяснилось, что каким-то мистическим образом уцелели только диски с фотографиями тогдашнего российского президента. Причем все до единого. С тех пор у нас в газете уважительно шутят: «Путин в огне не горит».

«Жертва» Трансвааля…

— Когда в Москве рухнул Трансвааль-парк, я оказался на месте происшествия одним из первых. Не только потому, что самый оперативный, просто мой дом в ста метрах от этого аквапарка. На месте трагедии я не особо задумывался о технике безопасности и банальном самосохранении. Поэтому, не успев сделать нескольких кадров, не заметил засыпанной обломками и снегом пустоты и сам провалился прямо в воду одного из бассейнов. Спасатели меня вытащили и отправили домой переодеться. Пока я шел по морозу, превратился в нечто задубевшее изо льда. Жена, увидев меня, назвала «железным дровосеком». Я-то переоделся, а технику спасти не удалось. Пришлось доснимать бытовым фотоаппаратом, который одолжил мне знакомый фотограф.

Отчаянная доярка

— Снимать приходится не только в пуле, на тусовках со звездами, но и в сельском коровнике, например. Даже в хлеву я думал об интересном кадре. Помочь мне предложил одной из доярок. «Изобразите, пожалуйста, что-нибудь необычное», — попросил я. Моя просьба была понята даже слишком буквально. Женщина берет в руки по ведру с только что надоенным молоком, подходит к куче навоза, «спотыкается» и падает навзничь. Снимок благодаря самоотверженности моей добровольной натурщицы получился отличный!

Официант на свадьбе Лолиты

— Когда известная певица объявила о своей свадьбе, она обмолвилась, что нашу газету к себе близко не допустит, потому что ей не понравилось, что мы перед церемонией бракосочетания написали правду о ее будущем муже. Папарацционные снимки мне делать не хотелось. Они, как правило, нерезкие и размытые. Либо за них «придворные» прикормленные фотографы звезд выдают официальную съемку с разрешения селебрити. Я вообще уверен, что института профессиональных папарацци в нашей стране нет, не было и, наверное, никогда не будет. У меня на свадьбе Лолиты была непростая задача — не нашпионить, не получить по морде и не раздуть из этого всероссийский скандал, как поступают, к сожалению, многие коллеги, а сделать хорошие снимки. Я раздобыл бейдж «Техперсонал» и до поры до времени не «светился». Когда настала пора снимать, выяснилось, что в толпе и суматохе я потерял бейджик. На мое счастье, прямо на полу я нашел другой — «Официант». И в этом качестве начал снимать. Но секьюрити не спали и меня вычислили. Пришлось нагло врать, что я на самом деле с телевидения. Охранник связался с кем-то по рации и выяснил, что телевизионщикам съемка на торжестве разрешена. Так моя наглость в очередной раз сослужила мне добрую службу.А в другой раз на приеме в Кремле я стал случайным свидетелем истерики Аршавина. Знаменитому футболисту рассказали что-то очень смешное. Он хохотал так, что несколько минут не мог остановиться. Скоро уже появится глава государства, а Аршавина успокоить не могут. Даже когда в зал приемов вошел президент, форвард продолжал подхихикивать.

Риск — благородное дело

 — Рисковать приходится постоянно. Риск настолько стал частью профессии, что подчас на него не обращаешь внимания. Когда мне дали разрешение снять с пары-тройки метров кремлевскую звезду, я, как заправский альпинист, лез на кремлевскую башню. А когда спустился и посмотрел наверх, стало за себя понастоящему страшно. Неоднократно приходилось рисковать и во время командировок в Чечню. Подходит ко мне однажды боевик с кинжалом в руке и спрашивает: «Хочешь прикол?». «Ну, — думаю про себя, — сейчас перережет горло, и весь прикол». А он кинжал в зубы — и в пляс. Получился отличный снимок.В другой раз в той же Чечне я снова оказался в стане боевиков, и одна женщина, которая их кормила, узнав, что я русский, заявила: «Ну ты же понимаешь, что теперь никуда отсюда не уйдешь…». Я принялся объяснять, что мама у меня украинка, родился я на Кавказе, во мне куча кровей понамешана. «Как, — спрашиваю ее, — в этом случае можно говорить о какой-то национальности вообще? Мы же советские люди. И что нам делить?..». А она стоит и плачет. Позже мы с ней еще раз встретились, и я ее не сразу узнал. Она возглавляла группу шахидок, участвовавших в захвате заложников на мюзикле «Норд-Ост». Когда начался штурм, я случайно попал внутрь. Просто прошел мимо уснувшего от недосыпа и усталости молодого омоновца. И увидел свою чеченскую знакомую уже убитой. Позже, видя эти снимки, в ФСБ долго не могли поверить, что их сделал гражданский, поскольку пройти туда считалось невозможным.

А вы не были на Гаити?

— Командировку на Гаити во время случившегося там недавно страшного землетрясения я запомню по ряду причин. Во-первых, я прилетел туда в теплых зимних ботинках на меху, в которых мне пришлось ходить несколько дней по 40-градусной жаре. Во-вторых, на третий день мы остались без воды и с единственной упаковкой «Сникерсов». Покупали минералку без газа за доллары в магазине на базе ООН, пока наши спасатели не обеспечили доставку бесплатной питьевой воды. В-третьих, такого количества мародеров мне до сих пор видеть не приходилось. Дошло до того, что у водителя машины МЧС, на которой мы ехали, на полном ходу с шеи сорвали золотой крестик. Наконец, наши спасатели проявляли настоящие чудеса профессии. Американцы не утруждали себя: пройдут вдоль развалин со своими приборами, те покажут, что под завалами живых нет, и янки уходят. Следом шли наши и безо всяких приборов на том же месте обнаруживали двоих-троих уцелевших…

Артур АРТЕМОВ.

04.03.10 13:25

    Новости