Поиск по сайту

Война и мир Алексея Царёва - начальнику управления издательств, полиграфии и книжной торговли облисполкома исполнилось 85 лет

      Мы уже писали, что в конце января отметил свой 85-й день рождения наш коллега, Алексей Сергеевич Царев, много лет возглавлявший управление издательств, полиграфии и книжной торговли Ульяновского облисполкома. Человек, добившийся начала строительства типографии «Печатный двор», множества типовых районных типографий, человек, благодаря которому в нашей области вышли и продолжают выходить в свет тысячи и тысячи книг, Алексей Сергеевич имеет за плечами такую биографию, что хватило бы не на один увлекательнейший роман. Вот только автобиографию писать пока не хочет, как его ни уговаривают. Но корреспондентам о своей жизни рассказывает охотно.

Его юность

     Родился Алексей Царев в селе Новоспасское в семье рабочего-железнодорожника. После окончания восьмилетки поступил в Сызранскую школу ФЗО. Помнит коллективизацию, сопротивление зажиточных крестьян вступлению в колхозы, статью Сталина "Головокружение от успехов". Помнит даже их местного "Павлика Морозова" - сельского мальчика, который стал свидетелем сбора «кулаков», замышляющих убийство, прибежал в сельсовет и рассказал об услышанном.

- Когда началась война, я вместе с другими подростками рыл противотанковые рвы в Николаевском районе, возил бревна для оборонительных сооружений. Тогда стояли жуткие морозы, а работать приходилось все время на воздухе. А позже мне, кроме льда, пришлось и пламя на собственной шкуре почувствовать. В 1942 году я поступил слесарем по ремонту котлов паровозов сначала в Куйбышевской, а затем в Оренбургской областях. Так однажды пришлось в буквальном смысле слова в горящую топку лазить. Боль была такая, что я просто выл, но работу свою сделал.

Его война

       На фронт Алешу призвали в феврале 1943-го. После двухмесячных курсов в Южноуральском пулеметном училище в городе Благовещенске Башкирской АССР младшего сержанта Царева направили на 1-й Украинский фронт в 337-ю Лубнинскую стрелковую дивизию, где он сначала командовал отделением, а позже, уже в звании сержанта, - взводом.

- Я принимал участие в форсировании Днепра близ селения Большие Букрыны. Мы покидали в воду, что нашли - плоты, доски, и поплыли. А немцы с противоположного берега поливали нас огнем да еще сверху с «мессершмитов» бомбили без передышки. Ощущение было такое, что попал в самый натуральный ад, вода от пуль и бомб буквально кипела. Когда все-таки добрались до берега, спрятались под скалами, а они от взрывов на нас обрушиваются. Тогда очень много наших погибло - максимум один человек из пяти выжил. И еще - при взятии Киева были огромные потери. Сталин распорядился всенепременно освободить город к 7 ноября, невзирая ни на какие потери. Мы семь раз ходили в наступление, потом армия все же отступила, но осталось несколько корпусов. В том числе и наш - по сути говоря, смертники. И еще три дня мы наступали.

        Довелось Алексею Сергеевичу послужить и в полковой разведке. До сих пор он вспоминает, как возле населенного пункта Антоновка возглавлял разведку боем.

- Мы вызвали огонь на себя. Это очень просто - встаешь во весь рост, немцы по тебе палят, а наши таким образом определяют расположение вражеских огневых точек. Мне повезло - в живых остался. И еще был случай. Пошли в разведку, за «языком». По снегу в защитных маскхалатах преодолели 600 метров нейтральной полосы. Незамеченными доползли до немецкой траншеи. Была задача - постараться добраться до блиндажа с офицерами. Я спустился в траншею, а наверху залегла поддерживающая группа. И вдруг на бровку поднялся немец, а по траншее в мою сторону направился второй - здоровенный такой детина. Потом узнали, что у них была нарушена телефонная связь, и он направлялся зачистить и соединить провод. В руке - нож. Мы с ним столкнулись неожиданно, нос к носу. Он набросился на меня, я отскочил, но нож воткнулся мне в руку. Немец потерял равновесие, и тут уж мне нельзя было медлить, чтобы он, не дай бог, не вскрикнул. Выстрелил, а наши успели «снять» второго. Стреляли, как было велено, по ногам - чтобы можно было живым до своих доставить. Так и взяли «языка». Каким-то чудом, под обстрелом, на открытой местности, прячась в свежих воронках, доползли до своих.

Его ранения

       2 января 1944 года Алексей Царев был тяжело ранен в сражении близ города Кагарлык. Осколки попали в ногу, руку, пуля - в живот. Полгода находился между жизнью и смертью, но победила молодость. Выкарабкался, выписался в июне 1944-го и был направлен на 3-й Белорусский фронт. Был среди первых советских воинов, перешедших границу с Германией. Запомнились лозунги, написанные на домах - "Вот она, фашистская Германия!" Ровно через год и месяц после первого ранения, 2 февраля 1945 года, на подступах к Кенигсбергу Царева опять ранило - разрывной пулей в ногу. И снова полгода в госпиталях.

- Победу я встретил в госпитале города Дзержинск. Что у нас творилось, когда мы о ней узнали! Все как будто с ума посходили от радости. Окна в палатах переколотили, матрасы и подушки распороли, перья по коридорам раскидали, а в окна простыни вывесили. А когда я лежал в госпитале города Каунас, в Литве, нас вообще из здания не выпускали, потому что "лесные братья" на советских раненых настоящую охоту вели.

         После второго ранения Алексея Сергеевича демобилизовали по состоянию здоровья. Дали третью группу инвалидности. А всего в жизни он перенес 15 хирургических операций: пять - по ранениям и десять - на почках.

        За боевые заслуги Алексей Царев награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».

Его дела

         Алексей Царев вернулся с фронта, началась мирная жизнь. И, как для всей страны, первые послевоенные годы оказались для него нелегкими. 21-летний юноша стал практически главой семьи, потому что его мама умерла еще в 1942 году, а отец был тяжело болен. Ему пришлось одному содержать и воспитывать двух младших братьев, восьми и тринадцати лет. Сначала он устроился инспектором, а потом стал и начальником районного отдела культуры. Окончил с отличием областную партийную школу, затем высшую партшколу при ЦК КПСС, получил специальность агронома в Жадовском сельхозтехникуме. 12 лет отработал в Новоспасском райкоме КПСС. С 1965 года - председатель Новоспасского райисполкома, а затем был избран первым секретарем Карсунского РК КПСС. В мае 1976-го назначен начальником управления издательств, полиграфии и книжной торговли облисполкома.

         На счету Алексея Сергеевича много хороших дел. Он смог организовать народную стройку по электрификации Новоспасского района, под его руководством были построены школы, парк культуры, больница в Карсуне, дорога Урено-Карлинское - Карсун, мосты через реки Барыш, Карсунка, жилые дома, хлебозавод и другие объекты. До сих пор уроженцы Карсуна вспоминают Алексея Сергеевича добрым словом: ведь до его назначения в этот район там были проблемы с самым необходимым - водой, хлебом, дорогами. В Ульяновске именно Цареву удалось добиться начала строительства типографии «Печатный двор», типовых районных типографий, здания редакции газет в Димитровграде. За вклад в развитие области Алексей Царев награжден более чем двадцатью правительственными наградами.

Его тыл

         Говорят, за успехами каждого генерала стоит женщина. Холостяцкая жизнь для Алексея Царева закончилась 8 марта 1948 года. Со своей супругой Надеждой Андреяновной он живет душа в душу уже 62-й год! У четы Царевых - двое детей, четверо внуков и трое правнуков.

- Жена говорит, что хотя мы уже седьмой десяток вместе, но из них она меня видела, дай бог, лет тридцать, - улыбается Алексей Сергеевич. - Мол, постоянно на работе был. Да я и сейчас без дела не сижу, хотя давно на пенсии. Люблю в земле покопаться на даче, у нас там уже хороший сад вырос. Люблю музыку и, хотя самоучка, но могу играть на мандолине, балалайке, гитаре, гармони. Сейчас и внуков к музицированию приобщил. В молодости футболом занимался, сейчас выдающиеся спортивные достижения мне, конечно, не по силам. но я стараюсь больше двигаться, много ходить, больше гулять. Как говорится, движение - это жизнь!

04.03.10 19:36

    Новости